Искусство, Культура, Люди, Страны

Музей «запрещенного искусства» в Золингене, Германия

Музей «запрещенного искусства» в Золингене, Германия

В городе Золингене, Германия, в Центре запрещенного искусства 8 декабря открылся музей – здесь собраны работы художников, скульпторов и писателей, преследуемых нацистами. На фото: скульптура Милли Штегер

Новый центр расположился в помещении городского художественного музея — провинциального учреждения, специализирующегося на искусстве региона. Теперь всю его коллекцию книг, рисунков, скульптур и картин реорганизуют для новой задачи: исследовать и показывать, как жили и работали преследуемые нацистским режимом художники.

«Мы также хотим подчеркнуть последствия давления на искусство», — говорит директор музея Рольф Ессевич.

Работы таких известных художников, как Эльза Ласкер-Шюллеру, Отто Панкок или Георг Майстерманн, разместили в бельэтаже здания в стиле модерн. В экспозиции есть и произведения других, менее известных мастеров — Карла Рабуса, Фритца Дуды, Ганса Файбуша и Оскара Цюгеля. Руке последнего, кстати, принадлежит серия картин, на одной из которых в кубистической манере изображен нацистский министр Йозеф Геббельс. Картина «Министр пропаганды» — это карикатура на человека, помешанного на власти. Как и многим художникам, Цюгелю пришлось в 1934-м оставить Германию, ведь любое проявление критики в нацистской стране был опасным.

Музей «запрещенного искусства» в Золингене, Германия

Работа Карла Рабуса

«Эстетика сопротивления»

Впрочем, «Центр запрещенного искусства» обращается не только к «темному периоду» — начиная с 1933 года, когда Гитлер пришел к власти, до 1945-го, когда закончилась Вторая мировая война. В экспозиции представлены и работы 1920-х годов, когда на творчество художников влияли еще свежие воспоминания о Первой мировой войне.

Кроме того, «концепцию преследования» в Золингене исследуют и по произведениям художников, преследуемых режимом ГДР. Среди них — Карл Ортельт из Тюрингии, который отказался работать в обязательном тогда стиле соцреализма. Для того, чтобы рисовать на собственный вкус, художнику пришлось оставить руководящую должность в Веймарском институте строительства. Другой пример — работы экспрессионистки Марианне Герберг.

«Увлекательно наблюдать, какая эстетика сопротивления возникла из давления на художников», - объясняет Ессевич.

Музей «запрещенного искусства» в Золингене, Германия

Рольф Ессевич с картиной Оскара Цюгеля «Министр пропаганды»

Идея создания «Центра запрещенного искусства» принадлежит журналисту Гайо Яну из Вупперталя, который также возглавляет Общество имени Эльзы Ласкер-Шюллер. Ее поддержал, в частности, и горсовет Золингена, основав в начале этого года соответствующее предпринимательское общество, которое занимается сейчас сохранением регионального культурного наследия. Центр занимается, в частности, коллекцией, собранной Герхардом Шнайдером, которая насчитывает 3000 работ, а также литературным архивом журналиста Юргена Мата.

Сочетание прошлого с настоящим

Свой потенциал музей демонстрирует и во время специальных выставок, таких как «Spots of Light» — мультимедийной экспозиции израильского центра «Яд Вашем». В ней речь идет о судьбе 45 женщин во время нацистского террора.

Музей «запрещенного искусства» в Золингене, Германия

В Центре запрещенного искусства в Золингене

Другая выставка — «Смерть — не последнее слово» показывает, как художники из Польши, Израиля и Германии сейчас — через 70 лет после освобождения концлагеря «Освенцим» - обращаются к теме действия нацистской машины смерти.

Также экспонируется графический роман «Второе поколение» израильского карикатуриста Мишеля Кички, чьи родители пережили Холокост.

Источник: «Дольче Велле» / artusia.ru

2 comments

  1. Василиса

    Тоска победитовая...

  2. StuartsKi

    В этом что-то есть. Спасибо за объяснение. Я не знал этого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code